вторник, 8 августа 2017 г.

Брахмачарья. Значения термина без предрассудков о сексе.

Сегодня увидел комментарий одного из преподавателей йоги касательно Брахмачарьи. Речь шла о ее (преподавателя) успешном отказе от секса в качестве одной из практик, описанных в Йога-сутрах Патанджали. Судя по лайкам, эти воззрения разделили еще несколько практикующих преподавателей. Меня же насторожило ее высказывание. Такой взгляд - грубая ошибка. Представляя, сколько энергии и времени у девушки уходит на то, чтобы лишить себя яркости жизни без каких-либо на то оснований, а также скольких людей она может вовлечь в это заблуждение, я вдохновился на написание данного прояснения.

1. Этимология термина Брахмачарья, да и его значение в ранних упанишадах - совсем иные, чем в современных переводах.
  • Что касается этимологии, то чарья происходит от корня "чар" - 1) ходить, бродить, 2) жить [1]. Чарья - означает "практикуя" или "выполняя" (to be practiced or performed) [2]. То есть дословно Брахмачарья - это "практикуя Брахму" или "следуя Брахме"
  • Для того, чтобы посмотреть более древнее значение Брахмачарьи (до Йога-сутры, 2 - 5 век н.э.), заглянем, например, в Чхандогья упанишаду (8 - 6 век до н.э.). Привожу пример перевода Сыркина (VIII.5.1 - VIII.5.4):
    • 1. И то, что называется жертвоприношением, – это и есть ученичество (брахмачарья), ибо лишь ученичеством (брахмачарья) находит этот [мир Брахмана] знающий. И то, что называется принесенным в жертву, – это и есть ученичество (брахмачарья), ибо, лишь совершив жертвоприношение ученичеством (брахмачарья), он находит Атмана.                                                    
    • 2. И то, что называется саттраяной, – это и есть ученичество(брахмачарья), ибо лишь ученичеством (брахмачарья) он находит спасение своего существа. И то, что называется обетом молчания, – это и есть ученичество (брахмачарья), ибо лишь ученичеством (брахмачарья) он находит Атмана и размышляет.          
    • 3. И то, что называется постом, – это и есть ученичество (брахмачарья), ибо не гибнет Атман, которого он находит ученичеством (брахмачарья). И то, что называется житьем в лесу, – это и есть ученичество (брахмачарья). Ведь, поистине, и Ара и Нья-океаны в мире Брахмана в третьем небе отсюда. Там – озеро Айраммадия, там – смоковница, источающая сому, там – крепость Брахмана – Апараджита, золотой [дворец], выстроенный владыкой.                    
    • 4. Кто ученичеством (брахмачарья) находит и Ару и Нья – эти океаны в мире Брахмана, – тем и принадлежит мир Брахмана, те способны действовать, как они пожелают, во всех мирах.                                                            
В данном случае, под Брахмачарьей подразумевается ученичество. Более того, четко прописана практика Брахмачарьи: жертвоприношение (яджня), процедура жертвоприношения (саттраяна), обет молчания (мауна), пост (анасакаяна), жизнь в лесу (араньаяна). Понятны и плоды соблюдения таких предписаний: нахождение своей духовной сущности - атмана (в упанишадах Атман полагается как духовная сердцевина, коренящаяся во всех сознающих существах [3]). Целибат не упоминается вообще, хотя явно видны техники, обуздывающие речь (Мауна), питание (анасакаяна), и т.д.

2. Патанджали под Брахмачарьей понимает только Яму, то есть контроль [4]. А у первого из известных комментаторов - Вьясы - дается определение: Брахмачарья – это контроль (самьЯМА) скрытых чувств (гупта индрия) [5]. Здесь также речь не идет о целибате. Контроль - это, конечно, не "отказ от", а все таки способность управлять, в данном случае "скрытыми индриями". (Очень подробно об истории путаницы вокруг Брахмачарьи в Йога-сутре и в более поздних комментариях отсылаю читателя к статье Андрея Сафронова, эксперта в вопросе йогических текстов - yoga-sutra.org/2017/02/blog-post_17.html)

3. Большинство современных практикующих занимаются одной из подсистем йоги, которая уходит корнями в средневековье и имеет название "хатха-йога". В отличии от йоги Патанджали она полна различных асан и пранаям. Впервые они были описаны в текстах этого течения только в 12м веке, таких как Даттатреяйогашастра, Горакшашатака, Амртасиддхи [6]. Именно в этот период тантрические идеи уже явно интегрированы в йогу. В первую очередь это касается техник контроля сексуальной энергии: контроль движения жидкостей в области половых органов (как у мужчин, так и у женщин), поднятие сексуальной энергии вверх по сушумне, совместные сексуальные практики с женщинами-йогами (йогинями) в парах, вообще допуск женщин к йогической практике. 


Женщина-йогиня. Прим. 1760-1770. 
Femme yogini. Vers 1760-1770. École de Murshidabad. 18e siècle. gouache, peinture sur papier Inde, Murshidabad. © RMN-Grand Palais (musée Guimet, Paris) / Thierry Ollivier

В заключение отмечу, что йога - это очень сложное и богатое учение, посвященное глубокому пониманию как внутренних физических, психических, ментальных процессов, так и внешних закономерностей, присущих окружающему миру. Целибат как явление исключает познание целого ряда психических функций человека, и это противоречит самой идее йоги, как в значении "яма" - контроль, так и в значении "самадхи" - союз, единение. 


[1] - словарь Кочергиной В.А.
[2] - словарь Monier-Williams
[3] - Новая философская энциклопедия » АТМАН (Исаева Н. В. Атман // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.)
[4] - ahiṃsā-satya-asteya-brahmacarya-aparigrahā yamāḥ ॥ 30॥
[5] - http://www.yoga-sutra.org/2017/02/blog-post_17.html
[6] - частично об этом периоде с упоминанием текстов я писал на своей странице в Аcademia.edu и здесь на блоге: https://www.academia.edu/9769740/_Осевое_время_телесности_как_способа_достижения_мистических_переживаний_в_эзотерических_традициях_Востока_и_Запада_в_12-14_веках_н.э 

6 комментариев:

  1. Если перевести термин как "Практикуя Бога" - то воображение вопрошает "Как практикуют боги?" - И тогда следующий вопрос: Какие боги? - Ведь то, что практикуют боги индийские, не практикуют христианские или мусульманские:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы смещаете тезис и сужаете понятие, такой вы шутник)).
      Все же прокомментирую. Речь шла о brahmа . В Чхандогье упанишаде - это некоторый глобальный принцип, он ничего не практикует, практикуют его - познавая, или называя.

      С современными христианством, исламом, индуизмом несопоставимо.

      Удалить
  2. http://www.osho.com/ru/read/featured-books/yoga/the-alchemy-of-beingbrahmacharya

    Вот и Ошо тоже говорит, что перевод неверный. Говорит что брахмачарья означает жить как Бог. Но там,где бог - трудно представить секс. говорит, что брахмачарья - это путь к богу: от муладхары к сахасраре. Осталось выяснить КАК туда доехать. Если релизить энергию в нижних чакрах - то останешься в начале пути.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кому-то трудно представить секс там, где бог. Кому-то что-то, где нет бога. Ваши ограничения не универсальны

      Удалить
  3. А ещё... Невозможно управлять неизвестным. То есть "врага" надо знать в лицо, и если не знаешь - то трансформировать энергию невозможно... А вот если та девушка уже познала все краски? И уже может управлять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы рассматриваете энергию чакр субстанционально, а духовный путь как некоторую дорогу - оба взгляда популярны, метафоричны, но не полно описывают суть.

      В остальном мне кажется вы флиртуете ;)

      Что же касается девушки -
      Если может управлять - тем более целибат не нужен. Кстати, сексуальность не может быть врагом, иначе быть неврозу.

      Удалить